Развитие произвольного внимания учащихся млад. классовРекомендации для учителей
Знание психологии внимания важно для решения многих практических задач, встающих перед педагогом. Оно может быть полезно для: - решения тактических задач, возникающих в процессе учебной деятельности, на уроке (сфокусировать внимание на определённом объекте, переключить внимание с одного на другое и т.п.);
- выставление стратегической программы педагогической, воспитательной работы, включающей в качестве необходимой составляющей деятельность, направленную на развитие внимания учащихся ( концентрации, способности к переключению и т.д.);
- организации образовательной среды, в частности её материальной части: оформление школы, классного кабинета, специфика используемых наглядных пособий;
- развитие умения видеть те, связанные с особенностями внимания, проблемы - возрастные и индивидуальные, которые могут лежать в основе трудностей в поведении, усвоении учебного материала детьми разных возрастов, и делать из этого правильные педагогические и воспитательные выводы;
- организация занятий, направленных на развитие внимания детей;
- ведение грамотной консультативной работы с родителями по разъяснению возрастных особенностей внимания детей, особенностей внимания конкретных детей и организации правильной родительской помощи своему ребенку;4
- своевременного выявления детей с синдромом дефицита внимания и обеспечения правильного отношения к таким детям как в школе, так и в семье.
Следует помнить, что ребёнку до 7 лет в принципе тяжело неподвижно сидеть и заниматься монотонным делом более 10-15 минут - ему необходима физическая активность, количество которой снижается на 60-40% при поступлении в школу. Легко отвлекающихся детей, склонных витать в облаках, лучше сажать поближе к доске, время от времени обращаться к ним с вопросом. Если ребёнок не может сразу включиться в работу, то, давая учащимся задание, следует специально обращаться к этому учебнику (н., «Все читают задание к упражнению, и Вася тоже»).
Подбадривание и поощрение даже минимальных достижений позволяют повысить заинтересованность учащихся в успешном выполнении задания, а следовательно, улучшить качество его внимания.
Нарушения внимания могут быть связаны с особенностями развития ребёнка (имеются в виду различные органические нарушения). В таком случае ребёнок физически не может пребывать в состоянии сосредоточенности - его мозг просто «отключается» на время, не в силах справиться с напряжением. Такие дети часто жалуются на головные боли, им требуется щадящий режим, свежий воздух и спокойная обстановка. В этом случае необходимо рекомендовать консультацию нейропсихолога.
Психолог МОУ гимназии №9 Машистова А.А.
|