Новости arrow Образовательный процесс arrow Соц.-психолог. служба
 
 
Сведения о МБОУ "Гимназия №9"
 
   
     
 
 
 
   
     
 
 
 
   
     
 
 
 
   
     
 
 
 
   
     
 
 
 
   
     
 
Ссылки Ссылки
 
   
     
 
 
   
     

Развитие произвольного внимания учащихся млад. классов

Процесс обучения невозможен без достаточной сформированности такой психической функции, как внимание. У детей, приходящих в школу, преобладает непроизвольное внимание. Ребёнок в большей степени реагирует на яркие, эмоциональные признаки информации, чем на её содержание, он обращает внимание на то, что ему непосредственно интересно. В ходе учебной деятельности ребёнок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах.


Школьник младших классов может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут. По сравнению с дошкольниками в 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение. Во втором и третьем классе многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющимся в книге.


В психологии под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определённую значимость. Внимание может быть направлено как на объекты внешнего мира (внешнее внимание), так и на собственные мысли и переживания (внутреннее внимание).
Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное. При непроизвольном внимании ваша психическая деятельность устремляется как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий, без предварительного намерения. По своему происхождению это внимание биологическое. Оно может возникать под влиянием внешних и внутренних факторов. Сильный звук, яркий свет, острый запах, что-то пульсирующее, движущееся, необычное - всё это внешние факторы. Чувства, интересы, потребности, являющиеся для вас постоянно или временно значимыми, -- факторы внутренние.


В отличие от непроизвольного, произвольное внимание по своему происхождению социальное. Оно не продукт созревания организма, а формируется у ребёнка только в общении со взрослым. Развитие произвольного внимания у малыша вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставят перед ним взрослые, а затем и тех, которые ставятся им самостоятельно. Это внимание связано с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Поэтому этим вниманием вы можете управлять сами, здесь формула простая: «Мне нужно быть внимательным, я могу заставить себя быть внимательным, я внимателен, несмотря ни на что». Произвольное внимание наиболее интенсивно развивается в учебной деятельности и играет в ней очень важную роль.


К.Д.Ушинский когда-то верно подметил, что внимание - это «та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира».


Внимание - это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, воображение, память, не может протекать без внимания. Чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Недостатки внимания могут приводить к недопониманию учеником нового материала, плохому запоминанию, ошибкам при выполнении домашнего задания.


Обучение ставит перед ребёнком новые задачи, непохожие на те, которые он привык решать во время игры. Учебные задания, в отличие от игровых, как правило, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения.


Рассмотрим особенности развития у детей некоторых свойств внимания. Различают основные свойства: избирательность, концентрация, устойчивость, объём, распределение и переключение.


Избирательность - это произвольный или непроизвольный выбор, выделение объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности.


Концентрация - это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности. Сосредоточенность - необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации.
Устойчивость - это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или одной и той же задаче.


Объём - это количество объектов, которое человек способен воспринять, охватить при одновременном предъявлении. В 7-10 ребёнок может с достаточной детализацией воспринимать одновременно от 3 до 4 предметов.


Распределение - это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнение не одного, а по крайней мере двух разных действий одновременно, например, слушать учителя и одновременно письменно фиксировать какие-то фрагменты объяснения.


Переключение - это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Такой переход всегда связан с волевым усилием. Чем выше степень концентрации внимания на одной деятельности, тем труднее переключаться на другую.


Особенности развития внимания у детей.


После поступления ребёнка в школу в развитии внимания происходят существенные сдвиги. Если в первые месяцы школьной жизни детей интересуют не столько собственно учебные занятия, сколько всё, что с ними связано и что окружает их, то со временем они начинают проявлять интерес к тому, что изучают в школе, причём к одному в большей степени, а в другом - в меньшей. Соответственно ребёнок становится более внимательным при одних видах деятельности и отличается рассеянностью при других. Это обусловлено тем, что у него по-прежнему преобладающим остаётся непроизвольное внимание.


Вместе с тем с первых дней обучение в школе ребёнок вынужден заниматься не только тем, что ему интересно, но и тем, что непосредственного интереса не вызывает. Всё это требует от него проявления произвольного внимания. Для того, чтобы такое внимание сложилось, прежде всего необходима организация действий ребёнка, особенно в домашних условиях. Важно упорядочить время занятий и отдыха, научиться соблюдать определенный порядок действий, организовать своё «рабочее» место.


Интенсивность и сосредоточенность внимания детей 7-10 лет уже может быть достаточно большой. Внимание младших школьников более устойчиво при выполнении внешних действий и менее устойчиво при выполнении действий внутренних, умственных. Учитывая эту особенность, занятия с детьми данного возраста лучше проводить чередуя работу, требующую умственных действий, с выполнением различных заданий, где надо что-то рисовать, конструировать, делать какую-нибудь работу руками. Кроме того, важно развивать у детей способность делать определенные волевые усилия в ходе решения различных интеллектуальных задач. Устойчивость внимания существенно повышается, если ребёнок активно взаимодействует с объектом, например, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит. При высокой концентрации внимания ребёнок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при не достаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечёткими.
Объём внимания младших школьников ещё довольно узок. Рассматривая картинку, первоклассники сосредотачиваются главным образом на двух-трёх, а третьеклассники - на трёх-четырёх объектах. Эти ограничения необходимо обязательно учитывать в обучении, поскольку причиной плохого усвоения материала является часто не столько отношение к учёбе, сколько превышение оптимального объёма информации, сообщаемого учителем.
Слабо развито у детей младшего школьного возраста и распределение внимания. Так, первоклассники ещё не в состоянии осуществлять два одновременно два действия. Например, они не могут слушать учителя и писать. Если они делают одно, значит совершенно упускают другое. В третьем классе ситуация несколько меняется. Они уже могут, например, следить за содержанием того, что пишут, и слушать при этом учителя. Однако более сложные действия, осуществлять которые необходимо практически одновременно, им ещё не доступны.


Требуют совершенствования и такие свойства внимания детей, как избирательность и переключение. Способность к переключению внимания имеет очень важное значение в игровой и учебной деятельности ребёнка. Неумение быстро переключать внимание может приводить детей к затруднениям тогда, когда нужно, например, от игры перейти к учебному заданию или чтению книги, последовательно выполнить определённые указания взрослого, при решении задачи осуществить разные умственные действия в заданной последовательности. В этих случаях обычно говорят, что дети рассеяны. Они сосредоточены или сильно увлечены одним действием и не могут быстро переключиться на другое. Такие факты часто наблюдаются у детей с инертным, флегматичным типом темперамента. На неожиданно заданный вопрос такой ребёнок отвечает не сразу, хотя и может знать ответ на него. Ему нужна пауза, чтобы переключить своё внимание на новое содержание. Вместе с тем возможно повышение показателей путём специальной тренировки.
Как управлять вниманием ребёнка?


Направленность вниманию придаёт напряжение неудовлетворённых потребностей. Ведь совершенно очевидно, что голодный обращает внимание на всё, что имеет отношение к пище, усталый - на место, где можно отдохнуть.
Особую роль в жизни младшего школьника играет познавательная потребность. Она проявляется в любознательности, любопытстве, исследовательской деятельности. И если учитель или родитель создаёт благоприятные условия для удовлетворения этой потребности, то ребёнок максимально мобилизует своё внимание, проявляет интерес к объекту познания и эффективно обучается.


Привлечь внимание ребёнка можно также, используя и свойства самого объекта. Например, громкий звук, яркий свет привлекают внимание помимо нашей воли. При этом главное не в абсолютной, а в относительной силе раздражителя. Иногда даже незначительное повышение лил понижение голоса учителя является достаточным средством обострения внимания учеников. Замечено, что хорошо привлекают внимание динамические особенности объектов - мерцающий свет маяка, прерывистые звуки сирены, другие ритмические раздражители. Известно, как трудно слушать однообразную, монотонную речь и как легко воспринимается речь выразительная, с меняющейся интонацией, с паузами.
Важнейший источник внимания ребёнка в процессе обучения или в игре - его интерес. Пробуждение интереса однозначно приводит к пробуждению внимания. К числу факторов, стимулирующих возникновение интереса, относят следующие:


1. оптимальное соотношение известного и неизвестного, необычного. Пока не исчерпан элемент новизны, внимание ребёнка можно удерживать достаточно долго. Если нового мало - быстро наступает скука. Но здесь важно не «перегнуть», т.к. и чрезмерное насыщение новым материалом делает занятия не только трудным, но и поверхностным - мозг не успевает всё «переварить»;
1. определённый дефицит информации, стимулирующий ассоциации и воображение. Например, когда взрослый не «разжёвывает» объясняемый материал до последней мелочи, а оставляет некоторое «поле деятельности» для мысли, предоставляет возможность соучастия в открытии нового («Искусство быть скучным - это сказать всё» -- Вольтер);
2. использование нестандартного вопроса, постановка проблемы или загадки. Такие вопросы заставляют думать и тем самым пробуждают внимание. Адресовать вопросы и ставить проблемы взрослый может не только ребёнку, но и как бы самому себе, но с целью привлечь его к совместному поиску правильного ответа.
Итак, привлечь внимание ребёнка непросто, но можно. Для этого есть достаточно приемов. Но известно, что гораздо сложнее удержать это внимание. В ходе деятельности нарастает утомление, постепенно исчерпывается новизна информации, что неизбежно должно привести к угасанию внимания. Что же в таких случаях делать?
Наиболее действенным приёмом в таких случаях является перемена деятельности, приводящая к разрядке. По этому поводу К.Д.Ушинский писал: «Заставьте ребёнка идти - он устанет очень скоро, прыгать - тоже, стоять - тоже, сидеть он также устанет; но он перемешивает эти деятельности различных органов и резвится целый день, не уставая».
Что нужно развивать?


Главной задачей в развитии внимания младших школьников есть развитие его произвольности. Основные механизмы произвольного внимания закладываются ещё до школы. Однако эта способность остаётся ключевой и в развитии психики детей 7-10 лет. Именно благодаря развитию произвольного внимания ребёнок становится способным активно, избирательно «извлекать» из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильные решения.


В школьные годы, в отличии от дошкольных, ребёнок должен научиться не только исполнять указания старших, но и выдвигать собственные цели и реализовывать их на практике, управлять своим вниманием. Для того чтобы достичь поставленной цели, ребёнку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с этим развитие произвольности - это и формирование умственных действий контроля.
Большую роль в становлении произвольного внимания играет учебная деятельность. Однако и помощь родителей в этом процессе ещё крайне важна. У ребёнка ещё недостаточно сил, чтобы просто «заставить себя» быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого. Такая помощь может состоять, например, в организации совместных игр, способствующих тренировке внимания. Особенно подходят для этой цели игры, а которых необходимо последовательно анализировать различные признаки (или сторона) одного объекта и сравнивать их с особенностями другого.
Чтобы научить ребёнка быть внимательным, важно также развивать у него такое качество, как наблюдательность. Наблюдательность - это способность подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности. Наблюдательность - один их важных компонентов интеллекта человека. Первой отличительной особенностью наблюдательности является то, что она проявляется в результате внутренней умственной активности, когда человек старается познать, изучить объект по собственной инициативе, а не по указанию извне. Вторая особенность - наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением, чтобы подмечать в объектах малозаметные, но существенные детали, необходимо многое помнить об аналогичных объектах, а также уметь сравнивать и выделять их общие и отличительные признаки. Младшие школьники уже многое замечают, и это помогает им познавать окружающий мир. Однако более высокому уровню наблюдательности нужно ещё учиться и учиться. Тренировка этой способности должна проводиться в тесной связи с развитие мышления и памяти, а также одновременно с формированием познавательных потребностей ребёнка, элементарной формой проявления которых является любопытство и любознательность.

 


Психолог МОУ гимназии №9 Машистова А.А.

Последнее обновление ( 11.11.2010 г. )
 
                   адрес:  445021, Приволжский федеральный округ,Самарская обл. г. Тольятти,  ул. Баныкина, 22       
телефон:   (8482)21-59-12 (приемная),

(8482)26-23-90 (учительская)

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
     

Портал Мэрии городского округа Тольятти

 Портал государственных услуг Российской Федерации

  Проект ФЗ «Об образовании»  

Горячая линия по вопросам деятельности образовательных организацийАкция Никто не забыт - ничто не забыто!

 ИС "Культурная среда"