Новости arrow Образовательный процесс arrow Соц.-психолог. служба
 
 
Сведения о МБОУ "Гимназия №9"
 
   
     
 
 
 
   
     
 
 
 
   
     
 
 
 
   
     
 
 
 
   
     
 
 
 
   
     
 
Ссылки Ссылки
 
   
     
 
 
   
     
МОТИВАЦИЯ
 
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.
(Гальперин П.Я.)

Определяющая роль мотивации в обучении младших школьников

Мотив - это побуждение к деятельности, причина, по которой человек ее совершает. От мотива зависит смысл деятельности. Н., ребенок решает задачу. Цель понятна - он должен ее решить. Однако мотив его деятельности заключается не в том, чтобы научиться решать задачи, а в том, чтобы порадовать родителей хорошей оценкой. Если изменить мотив деятельности, то изменится и ее смысл.
Мотивационная сфера имеет большое значение в формировании личности школьника. Выделяют две группы мотивов учения:

  1. мотивы, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения: « познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Божович Л.И.);
  2. широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребёнка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений».

В случае доминирования социальных мотивов учения ребёнок стремится в школу, чтобы занять в обществе новую позицию - позицию школьника. Познавательная потребность выражена у него слабо, а потому в школе его прежде всего интересуют не знания, которые даёт учитель, а строгое исполнение роли ученика, заданной новой социальной позицией. В общих чертах первоклассник знает, что он должен делать как ученик, т.е. как он должен исполнять роль ученика. Информацию о том, как он справляется с этой ролью, успешно или нет, смог ли он занять желаемую социальную позицию, даёт ребёнку учитель в форме оценки его поведения и прилежания. Фактически первоклассник с доминированием социальных мотивов учения полностью ориентирован на одобрение и похвалу учителя, которые, по существу, позволяют ему удовлетворить его потребность в общении на новом уровне. Таким образом, в данном случае одобрение учителя может рассматриваться как опредмечивание потребности ребёнка в новой социальной позиции, и, в конечном счёте, именно похвала учителя мотивирует учебную деятельность ребёнка. Но как только эта позиция станет для ребёнка привычной и ему уже не нужно будет подтверждения, что он хорошо справляется со своей ролью, похвала учителя перестанет оказывать мотивирующее воздействие. Кроме того, в подростковом возрасте значимость мнения взрослых для учащихся резко падает, и они начинают ориентироваться в своём поведении на мнение сверстников. Если к этому времени не сформируются собственно учебные мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или если у него не возникнут новые социальные мотивы учения н., получения в будущем определённой специальности, для которой необходим хороший аттестат, то ученик может стать неуспевающим.


Мотив может быть либо внешним либо внутренним в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний.
Если мотивация внешняя, это не значит, что она плохая, у нее имеются свои достоинства и недостатки. Известно, что престижная и соревновательная мотивации широко распространены в школьной среде и приводят к неплохим результатам в учебе. Соревновательная мотивация - типичное явление в средней школе, когда дети стараются не отставать друг от друга. Престижная мотивация работает у старшеклассников, которые стремятся самоутвердиться, демонстрируя свои познания в той или иной области (н., сейчас в молодежной среде считается хорошим тоном разбираться в современной истории). Однако нужно видеть и слабые стороны учебной деятельности, поддерживаемые внешними мотивами: устойчивые научные представления о мире не образуются. Тут без познавательной мотивации не обойтись.
Специфика познавательной мотивации состоит в том, что она появляется в процессе формирования у ребенка учебной деятельности. Учебная деятельность имеет место тогда и только тогда, когда она побуждается познавательным мотивом. В остальных случаях мы имеем дело с несформированной учебной деятельностью.
Познавательные мотивы изменяются в течение школьной жизни ученика, и учебная деятельность первоклассника и выпускника школы, естественно, также различны.


Выделяют три уровня развития познавательной мотивации школьников:


• широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний;
• учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний;
• мотив самообразования.


В идеале картина может быть представлена так. Для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы - мотивы самообразования.
В реальности - в младшем школьном возрасте познавательной мотивации еще нет, в старшем - уже нет (хотя среди старшеклассников встречаются счастливые исключения). Поэтому обычно познавательные мотивы наблюдаются лишь у учащихся 5-х-8-х классов.
Многочисленные исследования убедительно показали, что главный путь формирования познавательных мотивов лежит через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех ее компонентов. От того , как и какой материал преподносится учителем, какая роль отводится ученику - пассивно впитывающей губки или активно работающего вместе с педагогом, -- будет зависеть и тип учения, и характер мотивации. Ученик, обладающий базовыми предметными знаниями, чувствует, что он в состоянии справиться с конкретными учебными заданиями. Как правило, окрыляет ребенка, и у него возникает потребность в получении новых знаний.
Исследования показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. Первое место занимают широкие социальные мотивы(совершенствования и самоопределения), второе - узколичные, третье - учебно-познавательные. И хотя младший школьник, как правило, живет сегодняшним днем, необходимо учитывать рассчитанные на перспективу мотивы самосовершенствования и строить учебный процесс таким образом, чтобы каждый ученик видел свое движение вперед с первого дня учения в школе.
« Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только приняты, но и внутренне приняты, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживаниях» С.Л.Рубинштейн.
Существует два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации.
Первый путь, иногда называемый путем «снизу вверх», состоит в создании таких объективных условий, такой организации деятельности учащихся, которые с необходимостью ведут к нужной мотивации. Этот путь означает, что учитель, опираясь на уже имеющиеся у учащихся потребности, так организует определенную деятельность, чтобы она вызывала у них положительные эмоции удовлетворения, радости. Если эти чувства учащиеся испытывают достаточно долго, то у них возникает новая потребность в самой этой деятельности, которая вызывала у них приятные эмоциональные переживания, а тем самым в общую мотивацию школьников включается новый стойкий мотив к указанной деятельности.
Вот один из немногих примеров формирования нужных мотивов с помощью этого пути. Допустим, мы хотим сформировать стойкий мотив-интерес к решению задач у учащихся, у которых такого мотива еще нет. Тогда поступают следующим образом. Опираясь на имеющуюся у учащихся потребность выполнять требования взрослых, учитель организует самостоятельное решение задачи так, чтобы гарантировать полный успех каждого ученика в этом деле (н., учащимся заведомо даются легкие задания (задачи). Это повторяют до тех пор, пока ученики не обретут полную уверенность в своих возможностях в решении задач. Затем учитель заявляет, что теперь он даст им, учащимся, решать сложные задачи, но в самом деле он даст опять достаточно легкие, посильные для каждого ученика задачи. Тем самым у учащихся постепенно крепнет удовлетворенность от самостоятельного решения задач, они начинают просить дать им решать еще какие-то задачи. Вот тогда учитель начинает увеличивать трудность задач и в конечном счете у учащихся, таким образом, удается сформировать стойкую положительную мотивацию к решению задач.
Таким образом, можно сформировать у учащихся стойкую мотивацию к любой деятельности.
Другой путь «заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой «форме» побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие... Это механизм формирования « сверху вниз».
Этот путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования, примера. Особую роль здесь играет коллектив, социальная среда, в которой живет и действует ученик, те взгляды, убеждения,. традиции, которые приняты в этой среде. Когда ученик видит, что окружающие его товарищи и взрослые относятся к тому или иному объекту (н., к знаниям по какому-то предмету, к какой-то работе и т. д.) как к особой ценности и направляет свою деятельность на овладение этим объектом, то и он перенимает этот взгляд на данный объект. Тем самым у него возникает особое теоретическое отношение к этому как к некой ценности и потребность в овладении им, т. е. возникает новый стойкий мотив.
Формирование мотивации требует от учителя настойчивости, терпения и подлинной заинтересованности в самой учебной деятельности. Равнодушие не менее заразительно, чем увлеченность.


Наиболее продуктивным по всем параметрам является обучение, в котором соблюдаются следующие условия.
Во-первых, ребенку сообщаются базовые (инвариантные) знания. В результате ученик оказывается в состоянии самостоятельно решить конкретную учебную задачу. Н., при обучении азам математики вводятся понятия меры и единицы, на которые ученик будет опираться при любом измерении. Единица всегда условна: ложка, стакан, банка риса, а результат измерения будет зависеть от того, что взято в качестве единицы. На вопрос «Сколько?» ребенок спросит: «Сколько чего - ложек или стаканов?» При таком обучении дети не испытывают трудности при переходе от единиц к десяткам, сотням и т. д. Во-вторых, ученика знакомят с обобщенными способами работы с базовыми знаниями. Что касается математики, то здесь ученик усваивает основные принципы подхода к любой задаче: определить , к какому типу относится задача, отделить известное от неизвестного и т. д.


В-третьих, усвоение знаний происходит в процессе их практического применения. Решая учебные задачи, ребенок одновременно усваивает знания и приобретает умения. Такое обучение идет без специального заучивания, а запоминание материала является естественным следствием обучения.


Если все условия соблюдаются, то обучение приобретает творческий характер. Ученик, обладающий базовыми предметными знаниями, чувствует, что он в состоянии справиться с конкретными учебными заданиями. Как правило, успех окрыляет ребенка, и у него возникает потребность в получении новых знаний.


У ребёнка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. В младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, мл. шк. учатся управлять своим поведением. Этот процесс довольно сложный и длительный, часто осуществляется стихийно и приводит к нежелательным последствиям: труднообучаемости и трудновоспитуемости. Бывает, что мы сами способствуем этому. Желая быстрее воспитать в ребёнке способности к саморегуляции и самоконтролю, мы часто читаем ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, даём инструкции, убивая самостоятельность, а также ограждаем его массой запретов, заставляя их соблюдать под прессом угроз и наказаний.


Способность регулировать различные сферы психической жизни складывается из конкретных контролируемых умений в двигательной, в эмоциональной сфере, в сфере общения, в поведении. У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребёнка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.
( Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальной школы Лускановой Н.Г.)

 


Психолог МОУ гимназии №9 Машистова А.А.

Последнее обновление ( 11.11.2010 г. )
 
                   адрес:  445021, Приволжский федеральный округ,Самарская обл. г. Тольятти,  ул. Баныкина, 22       
телефон:   (8482)21-59-12 (приемная),

(8482)26-23-90 (учительская)

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
     

Портал Мэрии городского округа Тольятти

 Портал государственных услуг Российской Федерации

  Проект ФЗ «Об образовании»  

Горячая линия по вопросам деятельности образовательных организацийАкция Никто не забыт - ничто не забыто!

 ИС "Культурная среда"