Сведения о МБОУ "Гимназия №9"
 
   
     
 
 
 
   
     
 
 
 
   
     
 
 
 
   
     
 
 
 
   
     
 
 
 
   
     
 
Ссылки Ссылки
 
   
     
 
 
   
     

  Требования к написанию курсовой работы.

Курсовая работа должна состоять из введения, теоретической и практической части, заключения, списка литературы и приложений. При оформлении курсовой работы теоретическая и практическая части обязательно озаглавливаются, и их название вносится в текст и выносится в содержание работы (план).

Во введении (объем от 1 до 3 страниц машинописного текста) дается краткая характеристика сущности рассматриваемой проблемы или вопроса, которая определяет, насколько актуальна данная тема в науке или для самого ученика. Что определило интерес к данной проблеме? Что до сих пор остается не исследованным в науке?

Особое внимание во введении уделяется определению методологического аппарата исследования, который состоит из: проблемы, объекта, субъекта, цели, задач, гипотезы, методологических основ и методов исследования, защищаемых положений. Они обязательно должны найти отражение во введении, так как позволяют определить, как хорошо ученик осознает суть и сущность исследования.

Проблема - это то реально существующее противоречие, не соответствие между желаемым и действительным, исследование которого позволит оптимизировать какую-либо часть или весь процесс в целом. Возможно, что данная проблема ранее изучалась, но изменение условий и факторов требуют дополнительных исследований.                      

Объект исследования - то, что будет изучаться, достаточно самостоятельная часть системы или процесса.

Предмет исследования - конкретная часть объекта или объект в определенном аспекте, который будет подробно изучаться в процессе работы над курсовым проектом. Предметом исследования могут быть новые свойства, условия, отношения, функции, содержание, способы и приемы  реализации.

Именно проблема, объект и предмет исследования позволяют правильно и четко определить цель курсовой работы, которая объясняет, что намерен получить исследователь, чего он хочет достичь. Ключевыми словами в формулировке цели курсовой работы являются: изучить, рассмотреть, разработать, создать и т.п.

Конкретизация цели дается в процессе определения задач. Задачи следует рассматривать как своеобразный алгоритм достижения цели. Каждая задача может отражать ступень или этап исследования. Система задач позволяет определить последовательность основных действий исследователя.  При написании курсовой работы следует избегать формулировки слишком частных задач, достаточно 3-4 довольно объемных задач, отражающих ход процесса теоретического осмысления и практической разработки, на основе которых делаются выводы, вырабатываются рекомендаций. В формулировке задач должно звучать не только, что собирается (или собирался) сделать учащийся, но и для чего. Например, «на основе анализа литературы по теме исследования  определить особенности».

Далеко не каждая курсовая работа может и должна содержать гипотезу. Гипотеза - положение, выдвигаемое в качестве предварительного, предположение, прогностическое суждение, требующее проверки в ходе исследования. Научная гипотеза в курсовых проектах - большая редкость, но умение сформулировать гипотезу важно, так как способствует развитию прогностических навыков. Традиционно в гипотезе выделяют три ключевых союза (если, то и что), которые позволяют выдвинуть научное предположение для объяснения какого-либо явления, требующего проверки на опыте, а также теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. Например, «если в процессе разработки и принятия управленческого решения исходить из результатов системного анализа состояния всех  компонентов процесса, общей стратегии его целостного развития, то возрастет вероятность принятия оптимальных решений, что будет способствовать интенсификации процесса в целом и совершенствованию культуры управления в частности». Однако гипотеза может быть сформулирована и без употребления этих союзных слов, что не снижает ее значимости.

При определении методологии исследования следует указать, какие философские, психолого-педагогические, социальные и естественнонаучные концепции и теории легли в основу курсового исследования.

Определение и указание во введении методов исследования - обязательное условие при написании курсовой работы. Все методы, традиционно используемые при написании курсовых работ, можно разделить на две группы:

  • теоретические (анализ литературы, обобщение, систематизация и т.п.);
  • практические (наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование и др.)

Особое место во введении занимает описание защищаемых положений, то есть тех выводов, которые были самостоятельно получены учащимся в процессе исследования. В работе обязательно подчеркивается: «На защиту выносятся: ...»

Защищаемые положения могут основываться на позициях авторитетных в науке ученых. Тем не менее, учащийся должен уметь их мотивированно отстаивать, используя аргументы, которые он получил в ходе исследования.

Основная часть курсовой работы (объем 15-25 страниц машинописного текста) включает содержание нескольких пунктов плана. Если число пунктов (параграфов) не менее 4, то целесообразно разделить основную часть на 2 главы: теоретическую и практическую, в которых выделить по 2-3 параграфа.

Основу теоретической части работы составляет изложение результатов анализа литературы (не менее 10 источников) по исследуемой проблеме. Здесь предполагается не просто описание того, как изучаемый вопрос рассматривается в литературе различными авторами, а акцентуация и обоснование той позиции, которой придерживается сам учащийся.

В теоретической части работы обязательно следует рассмотреть категориальный (понятийный) аппарат. Это позволит более четко определить позиции самого исследователя.

При описании ключевых понятий по теме исследования можно рассматривать самые различные подходы к их трактовке от «общих» до «частных», от «широких» до «узких», используя при этом не только специальную, но и справочно-энциклопедическую литературу. Важно описать общие и выделить существенные характерологические признаки понятия, которые раскрывают его объем, полноту, суть, определяют положение в системе других понятий и его связь с другими явлениями. При работе над ключевыми понятиями целесообразно систематизировать все собранные определения и акценты, соблюдая все требования к цитате.

Также в теоретической части работы могут быть представлены история и основные  концептуальные  положения  исследуемого  вопроса. Нередко целесообразно рассмотреть опыт изучения данного вопроса,  как в отечественной, так и зарубежной науке.

Собранная информация по теме исследования может быть описана по следующим вопросам:

• как давно данная проблема считается  актуальной и почему?

• кто и когда занимался исследованиями данной проблемы, какие вопросы были изучены?

• какова последовательность и логика структурирования описанных в литературе исследований?

• какие теоретические положения и кем были выделены в ходе этих исследований?

 • что до сих пор следует считать недостаточно исследованным и нуждается в дополнительном изучении?

Целесообразно в конце каждого параграфа теоретической части и главы в целом сделать краткие выводы, конкретизирующие, что же было получено на данном этапе исследования или к каким результатам пришел учащийся.

При работе над курсовым проектом следует пользоваться как учебными пособиями,   так   и   отдельными   монографиями, периодическими изданиями, журналами. В список библиографии следует вносить не только литературу, на которую в работе делаются ссылки, но и ту, которая соответствует заявленной теме и была проработана исследователем.

Практическая часть курсовой работы может быть построена как на описании какой-либо части опытно-экспериментальной работы, проведенной самим учеником, так и на основе систематизации опыта деятельности других. Опыт практической деятельности часто описывается в различных методических и периодических изданиях, более же глубокую информацию можно взять в монографиях.

При описании практической части курсовой работы можно выделить несколько существенных этапов:

1. Характеристика целей и задач проведенного исследования, эксперимента или наблюдения. Описание цели экспериментальной части должно раскрывать не характер действий, а причину исследования. Следует отвечать не на вопрос «Что изучалось?», а на вопрос - «Для чего изучалось?». Цель и задачи эксперимента формируются на основе выявленного противоречия, проблемы.

2. Описание условий получения анализируемой информации включает:

   характеристику времени и места проведения исследования: где, кем и когда были собраны анализируемые данные;

  • характеристику сопутствующих и препятствующих получению информации факторов и условий (если таковые имели место быть);
  • общую характеристику объекта исследования: количественную, общее состояние, особенности;
  • время, затраченное на получение информации (время наблюдения, обследования, эксперимента).

3. Составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, отражающих результаты исследования:

   описание всех структурных элементов, образующих таблицу, схему, диаграмму (название и принцип выделения строк, столбцов, граф и т.п.);

  • сопоставление промежуточных и итоговых результатов, частота встречаемости показателей, сравнение показателей одного уровня и сравнение показателей разных уровней, если по логике исследования они сопоставимы;
  • количественная характеристика положительных и отрицательных результатов по разным классификационным признакам (по объему, массе, положению, возрасту, статусу и т.п.);
  • качественная характеристика количественных результатов: полнота, достоверность, объективность, репрезентативность и др.

4. Формулирование   общих   и   специфических   особенностей, анализируемых частей, на основе сравнения, сопоставления и обобщения:

итоговое обобщение количественной и качественной характеристик анализируемой  информации;

  • абстрагирование, вероятностное суждение о возможных результатах при изменении условий или воздействующих факторов. Фактически разработка прогноза, отвечающего на вопрос: «Что могло бы изменить или что может изменить состояние или качество исследуемого объекта?»;
  • формулирование выводов, в которых следует отразить, можно ли считать тему исследования закрытой или существуют актуальные проблемы, требующие дальнейших исследований.

При оформлении курсовой работы значительную часть таблиц, диаграмм, графиков следует вынести в приложения, которые располагаются за списком литературы.

Заключение курсовой работы - самая маленькая по объему часть проекта (0,5-1,5 страницы), но фактически это квинтэссенция теоретических и практических  умозаключений,   сформулированных  учащимся  в  итоге исследования. Заключение может быть представлено общим текстом, или каждое полученное в ходе исследования положение выделено отдельным пунктом. Именно эти выводы составляют основу положений, которые выносятся на защиту курсовой работы

При    оформлении    библиографии    следует    придерживаться общеакадемических требований.

 
                   адрес:  445021, Приволжский федеральный округ,Самарская обл. г. Тольятти,  ул. Баныкина, 22       
телефон:   (8482)21-59-12 (приемная),

(8482)26-23-90 (учительская)

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
     

Портал Мэрии городского округа Тольятти

 Портал государственных услуг Российской Федерации

  Проект ФЗ «Об образовании»  

Горячая линия по вопросам деятельности образовательных организацийАкция Никто не забыт - ничто не забыто!

 ИС "Культурная среда"